Реклама

Гандзасарский монастырь

Гандзасарский монастырь, (Гандзасар – Գանձասար, досл. «гора сокровищ») расположен на левом берегу реки Хаченагет, близ деревни Ванк, на территории современного Нагорного Карабаха, в северо-западной его части. Гандзасар впервые упоминается армянским католикосом Ананием Мокаци в середине X века. Известный в настоящее время храм, построен князем Гасаном Джалаляном, «мужем благочестивым, богобоязненным и скромным, армянином по происхождению», и торжественно освящён 22 июля 1240 года. Согласно преданию, в усыпальнице храма захоронена отрубленная Иродом голова Иоанна Крестителя, привезенная сюда из Киликийской Армении во время одного из крестовых походов, из-за чего храм получил название Сурб Ованес Мкртыч (св. Иоанна Крестителя).
Сведения о строительстве храма имеются у армянского историка XIII века Киракоса Гандзакеци. Строительство храма велось с 1216 по 1228, о чём сообщается на могильной плите Гасана Джалаляна. Об этом свидетельствует также надпись, сохранившаяся внутри монастыря над купелью. Притвор построен в 1266 году.
Гандзасар служил резиденцией и семейной гробницей княжеского рода Хасан-Джалалянов, правителей Хаченского княжества. В XIV он веке стал резиденцией Агван ского Католикосата Армянской Церкви. Армянская Апостольская Церковь имела четыре католикосата – Эчмиадзинский, Киликийский (Католикосат Великого Дома Киликии), Ахтамарский и Агванский (Гандзасарский), из которых в настоящее время существуют лишь два – Киликийский и Эчмиадзинский. Упоминания о монастыре содержатся также в персидских средневековых документах. В одном из них сказано: «…с давних времен и согласно хартии Сиса, предводительство и главенство над всеми местностями Агванка принадлежит католикосу Матевосу. Надлежит, чтобы его признавали, как раньше, предводителем и главой армян этого вилайета…» (1487 г.). Гандзасарасский католикосат сохранил свой статус до 1815 года, когда по распоряжению российских властей Агванский Католикосат был преобразован в митрополию, а затем (с 1857 г.) разделён на две епархии: Карабахскую и Шамахинскую.
Из Гандзасара в 1701 Петру Первому были отправлены знаменитые обращения восточных армян с просьбой о принятии российского подданства и военной помощи в освобождении от персидско-турецкого ига. Значительную роль в этом деле сыграл, в частности, католикос Есаи Хасан-Джалалян.
Центральный собор св. Иоанна Крестителя своими архитектурными особенностями воспроизводит характерную для Армении ещё с десятого века форму церкви: купольный зал с двухэтажными приделами в углах.
Храм украшен барельефами, изображающими Распятие, Адама и Еву и множество других каменных фигур, включая скульптуры князей Хачена, держащих над головой модели собора. Примечательным в архитектуре собора является купол, увенчанный зонтичной кровлей. Шестнадцатигранный барабан купола покрыт разнообразной по орнаментальным мотивам и виртуозной по исполнению резьбой, о которой известный археолог А.Л. Якобсон писал, что «она служит как бы ювелирной оправой архитектурной формы, обогащает её, при этом нисколько не заслоняя и не нарушая архитектурных линий, в чем заключается одна из замечательных особенностей армянского зодчества того времени, полностью проявившаяся и здесь».
Монастырь сильно пострадал в период военного конфликта в 1991–1994 в результате действия азербайджанской дальнобойной артиллерии и военной авиации. 20 января 1993 монастырь был подвергнут ракетным ударам с воздуха, в результате чего серьёзно повреждён главный храм комплекса. В настоящее время монастырь в целом восстановлен, ведется строительство учебного комлекса семинарии.

Гандзасарский монастырь

Гандзасарский монастырь, (Гандзасар – Գանձասար, досл. «гора сокровищ») расположен на левом берегу реки Хаченагет, близ деревни Ванк, на территории современного Нагорного Карабаха, в северо-западной его части.

 

Гандзасар впервые упоминается армянским католикосом Ананием Мокаци в середине X века. Известный в настоящее время храм, построен князем Гасаном Джалаляном, «мужем благочестивым, богобоязненным и скромным, армянином по происхождению», и торжественно освящён 22 июля 1240 года. Согласно преданию, в усыпальнице храма захоронена отрубленная Иродом голова Иоанна Крестителя, привезенная сюда из Киликийской Армении во время одного из крестовых походов, из-за чего храм получил название Сурб Ованес Мкртыч (св. Иоанна Крестителя).Сведения о строительстве храма имеются у армянского историка XIII века Киракоса Гандзакеци. Строительство храма велось с 1216 по 1228, о чём сообщается на могильной плите Гасана Джалаляна. Об этом свидетельствует также надпись, сохранившаяся внутри монастыря над купелью. Притвор построен в 1266 году.

 

Гандзасарский монастырь


Гандзасар служил резиденцией и семейной гробницей княжеского рода Хасан-Джалалянов, правителей Хаченского княжества. В XIV он веке стал резиденцией Агван ского Католикосата Армянской Церкви. Армянская Апостольская Церковь имела четыре католикосата – Эчмиадзинский, Киликийский (Католикосат Великого Дома Киликии), Ахтамарский и Агванский (Гандзасарский), из которых в настоящее время существуют лишь два – Киликийский и Эчмиадзинский. Упоминания о монастыре содержатся также в персидских средневековых документах. В одном из них сказано: «…с давних времен и согласно хартии Сиса, предводительство и главенство над всеми местностями Агванка принадлежит католикосу Матевосу. Надлежит, чтобы его признавали, как раньше, предводителем и главой армян этого вилайета…» (1487 г.). Гандзасарасский католикосат сохранил свой статус до 1815 года, когда по распоряжению российских властей Агванский Католикосат был преобразован в митрополию, а затем (с 1857 г.) разделён на две епархии: Карабахскую и Шамахинскую.Из Гандзасара в 1701 Петру Первому были отправлены знаменитые обращения восточных армян с просьбой о принятии российского подданства и военной помощи в освобождении от персидско-турецкого ига. Значительную роль в этом деле сыграл, в частности, католикос Есаи Хасан-Джалалян.Центральный собор св. Иоанна Крестителя своими архитектурными особенностями воспроизводит характерную для Армении ещё с десятого века форму церкви: купольный зал с двухэтажными приделами в углах. Храм украшен барельефами, изображающими Распятие, Адама и Еву и множество других каменных фигур, включая скульптуры князей Хачена, держащих над головой модели собора. Примечательным в архитектуре собора является купол, увенчанный зонтичной кровлей. Шестнадцатигранный барабан купола покрыт разнообразной по орнаментальным мотивам и виртуозной по исполнению резьбой, о которой известный археолог А.Л. Якобсон писал, что «она служит как бы ювелирной оправой архитектурной формы, обогащает её, при этом нисколько не заслоняя и не нарушая архитектурных линий, в чем заключается одна из замечательных особенностей армянского зодчества того времени, полностью проявившаяся и здесь».

Монастырь сильно пострадал в период военного конфликта в 1991–1994 в результате действия азербайджанской дальнобойной артиллерии и военной авиации. 20 января 1993 монастырь был подвергнут ракетным ударам с воздуха, в результате чего серьёзно повреждён главный храм комплекса. В настоящее время монастырь в целом восстановлен, ведется строительство учебного комлекса семинарии.

 

Источник: www.khachkar.ru

7-03-2014, 13:33
0 просмотров
  
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.