Вечерний Степанакерт

Монастырь Дадиванк

Монастырь Дадиванк

 

Дадиванк (арм. Դադիվանք), или Хутаванк (арм. Խութավանք, досл. «монастырь на холме») — армянский монастырь IX—XIII вв. в полукилометре к северу от реки Тертер в Нагорном Карабахе. Архитектурный комплекс расположен на высоте 1100 м на южном склоне лесистой горы.

Согласно административно-территориальному делению Нагорно-Карабахской Республики, монастырь расположен в Шаумяновском районе НКР. 


Этимология
Первое название связано с именем Св. Дади, который проповедовал христианство на западе Армении и был учеником апостола Фаддея — одного из семидесяти учеников Христа. По преданию монастырь был построен над его могилой.

Второе название происходит от армянских «хут» (холм) и «ванк» (монастырь): «монастырь на холме».
 
История
Монастырь Дадиванк
Царский флаг Княжества Хачен (Арцахского Царства) в период правления Великого Князя Гасана Джалала Вахтангяна (1214-1261)

Первое святилище на могиле погибшего в I веке н. э. Св. Дади было построено в раннем Средневековье.

Первые упоминания монастыря относятся к IX веку.

В первой половине XIII века монастырские сооружения, разрушенные до основания сельджуками, были восстановлены, появились новые постройки. Это время считается периодом расцвета монастыря. В 1214 году Арзухатун Арцруни, супругой Вахтанга Тагаворазна, была возведена соборная церковь монастыря, первой половиной века также датирован притвор-часовня епископа Григора.

До конца XVIII века монастырь являлся крупным культурно-религиозным центром, обслуживало его большое селение Хут.

Начиная с XVII века, монастырь начинает терять свои земли, население десятков соседних деревень, в том числе и принадлежащих монастырю, было насильственно переселено в Персию. В конце XVIII века 300 семей покинули Хут и переселились в Эриванскую губернию.

В XIX веке монастырь окончательно опустел. Посетивший монастырь в середине века архиепископ Саргис Джалалянц описывал руины, которые «служили укрытием для разбойников, совершавших набеги на Арцах» (в конце XVIII века по приглашению Ибрагим хана на территории монастыря поселились курды и айрумы[5]). Древние святилища были превращены в пастбища «для стад овец и скота». Перед погребами и комнатами раскинулись заброшенные обширные сады, где ещё продолжают расти уже одичавшие плодовые деревья.

 

В конце того же века журнал «Арарат» писал: Монастырь Тадея своими сооружениями похож на богатый квартал многолюдного города, которому дыхание и жизнь придает только присутствие людей.

Хачкары в колокольне. Поставлены настоятелем монастыря Атанасом — сыном князья Верхнего Хачена Гасана II Допяна и братом Григора II Допяна

Состояние часовни епископа Григора в первой половине 1980-х годов.

После присоединения Восточной Армении к России, в 1830-е годы митрополит Багдасар Асан-Джалалян начал движение по возвращению монастыря церкви, поддержанное позже католикосом всех армян Нерсесом V и новым настоятелем монастыря иереем Аствацатуром. В начале 1910-х годов управляющим монастырских владений был назначен житель Тифлиса, Левон Микаэлович Тер-Аветикян, который, собрав необходимые документы, обратился в суд. Вопреки положительному для монастыря постановлению суда кочевники долгое время не желали покидать присвоенные земли. Однако к 1917 году Тер-Аветикяну удалось добиться передачи монастырю многочисленных пастбищ.

С установлением советской власти все монастырские владения были национализированы, а Дадиванк был передан в подчинение азербайджанским властям и вновь обезлюдел.

Вскоре после перехода контроля над монастырём к Нагорно-Карабахской Республике в марте 1993 года, здесь были начаты реставрационные работы на средства Армянской Апостольской Церкви и государства. Работы продолжаются до сих пор.

В 1994 г. Дадиванк был вновь освящён и в настоящее время является действующим монастырем Арцахской епархии Армянской Апостольской Церкви.

21 июля 2007 года в Дадиванке были произведены раскопки, в результате которых под стелой возле алтаря были обнаружены мощи святого Дади. По словам предводителя Арцахской епархии Армянской Апостольской Церкви архиепископа Паргева Србазана, находка имеет общехристианское значение, является величайшим событием для христиан всего мира
 

 

Источник: wikipedia.org  

все для dle
3-02-2011, 11:34
0 просмотров
  
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.