Вечерний Степанакерт

Монастырь Амарас

Монастырь Амарас

 

Монастырь Амарас (арм. Ամարասի վանք) — раннесредневековый монастырь в юго-восточной части Нагорного Карабаха. Известный религиозный и культурный центр средневековой Армении (провинция Мюс Абанд исторического Арцаха). Амарас, как и весь Восточный край, находился в подчинении Армянской апостольской церкви. Согласно административно-территориальному делению Нагорно-Карабахской Республики, фактически контролирующей монастырь, расположен в Мартунинском районе НКР.


Исторический очерк
По свидетельству армянского историка IV—V вв. Фавстоса Бузанда, церковь монастыря Амарас была основана в начале IV в. св. Григорием Просветителем.

Наибольшей известности Амарас достиг в середине IV в., после того как здесь был захоронен внук св. Григора Просветителя Григорис. Григорис погиб в Южном Дагестане, по одним данным в 337 году, по другим - в 348 году и был похоронен с восточной стороны церкви, основанной Григором Просветителем.

В начале V в. создатель армянского алфавита св. Месроп Маштоц основал в Амарасе первую армянскую школу, отсюда же началось распространение армянской письменности. В 489 году, уже после того, как по договору между Персией и Византией эти земли были отторгнуты от Армении, албанский царь Вачаган III (Благочестивый) из местной ветви парфянской династии Аршакидов(по другой версии, из армянского рода Араншахиков), находит уже забытую могилу св. Григориса, строит над ней часовню и восстанавливает построенную св. Григорием Просветителем церковь. Именно эта часовня сохранилась по сей день почти без изменений под алтарём церкви монастыря Амарас. Однако в конце V в. гробница Григориса была расположена рядом с церковью. Впоследствии, в процессе многочисленных перестроек непосредственно над часовней-усыпальницей была возведена церковь.

Монастырь Амарас, IV в.
В V—VIII веках Амарас находился в армянонаселённой  части полиэтнической Кавказской Албании. Начиная с V в., Амарас становится одним из крупнейших религиозных центров средневековой Армении.

В 821 году Амарас, как и вся область, был завоёван арабами, в XIII в. разграблен монголами, а в 1387 году, в период нашествия Тамерлана, разрушен. Однако монастырь с постоянно функционирующей школой всегда оставался религиозным и культурным центром.

В XVII в. монастырь был основательно перестроен. Гандзасарский католикос Петрос во второй четверти XVII в. отреставрировал Амарас, построив здесь церковь св. Григориса.

Во второй половине XIX в., после присоединения Восточной Армении к России, монастырский комплекс Амарас, имеющий довольно сильно укреплённые оборонительные сооружения, использовался в качестве приграничной крепости, а в 1832—1844 гг. — русско-персидской таможни.

В 1848 году, при гандзасарском митрополите Тёр-Багдасаре, Амарас был возвращён Армянской Церкви. В отличие от самой церкви, оборонительные стены монастыря и гражданские здания сохранились без существенных повреждений. В 1858 г. на средства шушинских армян здесь была построена новая монастырская церковь на месте старой, повреждённой. В её северном нефе был установлен надгробный камень св. Григориса, изготовленный шушинским архитектором Микаэлом Тёр-Исраеляном в 1898 году.

В мае 1991 года подвергся сильному разрушению со стороны азербайджанских войск. В 1992 году, когда в ходе карабахской войны Амарас был захвачен азербайджанскими войсками, гробница внука Григория Просветителя, св. Григориса, была разрушена. В настоящее время в монастыре ведутся восстановительные работы.

 

Источник: wikipedia.org  

все для dle
2-02-2011, 11:20
0 просмотров
  
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.