Вечерний Степанакерт
» » И все-таки в Карабахе летают

И все-таки в Карабахе летают

И все-таки в Карабахе летают

Когда осенью 2003 года по инициативе Национальной авиационной ассоциации Армении и Ассоциации авиации общего назначения в Ереван прибыли два легких самолета СН-701, предполагалось, что в Армении начнется возрождение малой авиации, которая была незаслуженно забыта после развала СССР. Однако концепция ее развития была утверждена армянским правительством лишь в 2009 году, но с тех пор так и осталась нереализованной.

Приобретенные московским бизнесменом Борисом Петросяном винтомоторные машины десять лет в буквальном смысле слова провалялись где-то в гаражах. До тех пор, когда новый владелец Гурген Арсенян в марте 2012 года подарил их Карабаху. Как вспоминает начальник Управления гражданской авиации (УГА) НКР, заслуженный пилот СССР Дмитрий Атбашьян, примерно в то же время в ангаре бывшего ДОСААФ СССР (а ныне одной из воинских частей Армении) самолеты были подготовлены к транспортировке. После проведения всех возможных мер предосторожности по «оживлению» одного из самолетов с помощью местных специалистов технической службы Дмитрию Александровичу удалось запустить и опробовать двигатель. А потом даже порулить на самолете по арзнинскому аэродрому. «В тот момент возникло искушение взлететь и перегнать его в Степанакерт «своим ходом». Но решил воздержаться от этих планов до лучших времен, – рассказывает собеседник, кстати, с самого начала ставший инициатором приобретения именно этого типа самолетов: за простоту и доступность в пилотировании, удобство и малозатратность технического обслуживания, экономичность по расходу топлива. – В авиационном мире среди авиаконструкторов легких самолетов имя Криса Хайнца получило известность, сравнимую разве что с нашим Антоновым.

Самолеты впервые появились в середине 80-х годов под общей маркой СН (аббревиатура от инициалов изобретателя) и сразу же завоевали популярность в США, Канаде, Европе. Эти легкие самолеты могут использовать обычные грунтовые площадки длиной от 50 до 120 метров и взлетать практически с любого клочка земли, что немаловажно в условиях нашего горного рельефа».

И хотя самолеты прибыли в Арцах наземным транспортом ровно через месяц, тем не менее «отмашка» на запуск проекта «CH-701 в Карабахе» последовала лишь через год, в мае 2013 года. Он был официально утвержден при финансовом участии правительства НКР, что можно считать знаковым событием по возрождению арцахской авиации в новейшей истории этой республики. Несмотря на наличие еще с 2004 года полного комплекта документов по государственной легитимации CH-701 (теперь всего-то нужно было заменить название «Армения» на «НКР»), Дмитрий Атбашьян все же решил начать «с нуля» и привлечь к делу команду профильных специалистов. При этом работа аппарата УГА НКР строилась таким образом, что все сотрудники без указки «сверху» могли самостоятельно усвоить суть каждого необходимого документа ICAO, а заодно и опыт других стран. Одновременно из дальнего зарубежья был приглашен опытный пилот-инструктор «легкой авиации». В течение месяца он привел в состояние летной годности оба самолета и их двигатели, заменив подверженные старению детали привезенными с собой запасными частями. Общими усилиями удалось накопить достаточный опыт в выявлении и устранении технических неисправностей, в регулировке двигателей, винтов, систем. Приглашенный специалист успел преподать двум местным пилотам Самвелу Тавадяну и Артуру Карапетяну программы летной подготовки на самолете CH-701. Кстати, оба летчика уже имели хороший опыт полетов на других типах самолетов. Одновременно он провел обучение по программе технического обслуживания этих самолетов как с пилотами, так и с авиатехником Гариком Саакяном, который до сумгаитских событий десять лет проработал в Азербайджане, обслуживая истребители МиГ-25.

По завершении курса обучения инструктор, ссылаясь на оговоренные условия анонимности, отказался подписывать С. Тавадяну заключительные документы. Поэтому начальник УГА НКР Дмитрий Атбашьян сам выполнил с молодым пилотом контрольно-проверочный полет, завершив тем самым оформление допусков к самостоятельным полетам с правом тренировки и проверки других пилотов. Причем на полном законном основании, так как еще весной 2003 года на пражском авиационном заводе, выпускающем по лицензии американской фирмы ZENAIR двухместные самолеты СН-701, он сам прошел полную программу специальной летной и технической подготовки, получил допуски к выполнению полетов на этих самолетах с правом обучения и инспектирования летного и технического персонала.

2 августа 2013 года оба самолета прошли государственную регистрацию в УГА НКР под собственными двухбуквенными кодами «NK», которые будут сохранены до признания Карабаха в ICAO. Начиная с 6 августа, когда были выписаны разрешения на выполнение полетов (Permit to flight), началось практически ежедневное освоение неба Карабаха по различным направлениям. Это полеты в учебно-тренировочных целях, визуальное изучение возможностей для будущего туризма и прогулочных экскурсий, облеты радиотехнических средств и для нужд СМИ… На сегодняшний день Самвел Тавадян самостоятельно налетал уже несколько десятков часов, в том числе в качестве пилота-инструктора для своего коллеги Артура Карапетяна, летная тренировка которого продолжалась. Как-то Дмитрий Александрович решил уточнить у Тавадяна, насколько уверенно тот чувствует себя на CH-701. После утвердительного ответа провел с ним еще несколько контрольно-проверочных полетов, включая маршруты до Шуши и Гандзасара. И уж затем, с соблюдением всех предусмотренных ICAO формальностей, был издан приказ по УГА НКР о вручении новоиспеченному летчику свидетельства пилота гражданской авиации (CPL) НКР за номером 1.

Самолет, который почти каждый день видят в небе Арцаха, уже побывал над большей частью территории НКР. А в День независимости Нагорно-Карабахской Республики над главной площадью Степанакерта начальник УГА Арцаха Дмитрий Атбашьян организовал демонстрационные полеты. Управлял самолетом Самвел Тавадян, выполнивший в тот день десятки снижений с резкими переходами в крутой набор высоты и с «боевыми» разворотами для повторного захода. В условиях блокадной республики это было настоящее воздушное шоу. Как с гордостью говорят местные жители, с недавних пор небольшое воздушное судно в небе Карабаха стало не просто обычным явлением, но и символом надежды на будущее гражданской авиации Арцаха.

Наталья Оганова

“Ноев Ковчег”

все для dle
19-01-2014, 18:43
0 просмотров
  
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.